Задержки зарплат и пенсий в Украине: деньги будут ближе к выборам | Вести Украина

Задержки зарплат и пенсий в Украине: деньги будут ближе к выборам

Zaderzhki-zarplat-i-pensij-v-Ukraine

Финансовое состояние отечественной казны во 2-м полугодии 2018 года будет тяжело как никогда и первым предвестником этого стали задержки с выплатами пенсий, начавшиеся в июле. Осенью ситуация может только ухудшиться.

Задержки зарплат и пенсий в Украине: мало платят

Еще в июле украинские пенсионеры ощутили на себе то, что успели позабыть за долгие годы стабильности – задержки в выплате пенсий во второй половине месяца. Объяснений тогда прозвучало немало: от неких технических проблем до банальной нехватки средств на выплату всем пенсионерам. Ситуация стабилизировалась только в конце месяца.

Однако к осени ситуация ухудшилась: о проблемах с выплатами зарплат работникам образования заговорили на местах. Так, мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив на заседании Ассоциации мэров городов Украины в конце сентября заявил, что по состоянию на 1 сентября государство задолжало 26,5 млн грн. на образование. В августе педагоги Рогатинского района Ивано-Франковской области даже перекрывали трассу Ивано-Франковск–Львов и добились выделения 7,5 млн грн., правда пока только на бумаге. При этом по подсчетам местных чиновников Рогатинскому району в 2019 году уже «светит» дефицит в 26,8 млн грн. по образованию.

Не лучше ситуация и в других регионах. В Тернополе по словам мэра Сергея Надала не хватает на зарплату педагогам 35 млн грн. Всего же, по словам градоначальника, 76% общин не получили денег на зарплаты учителям – от 30% до 55%. Кроме того, с 1 сентября количество общеобразовательных классов увеличилось, и эти учителя вовсе не обеспечены государством зарплатой.

Задержки зарплат и пенсий в Украине: денег нет, но на местах найдите

Поскольку согласно принятому на 2018 год бюджету Пенсионного Фонда Украины (ПФУ) 139,3 млрд грн. должны были компенсироваться из Госбюджета, встал вопрос о том, не испытывает ли проблем с дефицитом средств сама государственная казна.

Как оказалось – испытывает. 28 июля Государственная казначейская служба отчиталась о дефиците государственного бюджета Украины по итогам первого полугодия 2018 года в 9,78 млрд грн., тогда как в прошлом году госбюджет за этот период был сведен с профицитом в 29,04 млрд грн.

Дыру в бюджете частично связывали с провалом приватизации, принесшей за первое полугодие 2018 года всего 0,05 млрд грн. из ожидавшихся 4,58 млрд. грн., что даже меньше 0,11 млрд грн. за этот же период прошлого года.

Интересно, что по оперативным данным Государственной казначейской службы ситуация с выполнением госбюджета в июле резко ухудшилась: дефицит доходов вырос сразу почти до 20 млрд грн. – при плане в 529,256 млрд грн. на 30 июля собрать удалось лишь 509,516 млрд грн.

Аналогичная ситуация сложилась и с выплатой заработных плат учителям школ. Осуществлять их должны местные власти за счет субвенций, выделяемых из госбюджета на образование, однако средств на это было выделено недостаточно.

По данным издания «Зеркало недели» при необходимости в 31 млрд грн. на выплату заработной платы учителям в 2018 году были заложены лишь 26,6 млрд грн. В результате местным властям пришлось часть средств платить за собственный счет: в Киеве на 2,8 млрд грн. государственной субвенции на зарплату учителям приходятся 1,4 млрд расходов местной казны и еще 1,1 млрд грн. не хватает.

Как итог, столичные педагоги объявили о подготовке к забастовке из-за урезания надбавок с 20% до 5%, что столичные власти объяснили нехваткой 865 млн грн. из образовательной субвенции.

Задержки зарплат и пенсий в Украине: виновата децентрализация

В Кабмине уверяют, что денег достаточно, и все они в полном размере и в срок отправляются в регионы, а проблема же на самом деле на местах.

Частично подобные утверждения верны: с 2017 года государство перевело часть расходов на образование на плечи местных бюджетов. Если прежде госбюджет полностью оплачивал заработную плату и содержание учебных заведений, то вот уже два года местные власти должны за собственный счет оплачивать труд технического персонала школ, а также их содержание в виде коммунальных услуг, энергоносителей, ремонт школ и медучреждений. Все это, разумеется, ложится дополнительным бременем на местные бюджеты.

Аргумент в пользу подобного решения у центральный властей один – децентрализация, которая привела к росту доходов местных властей и их бюджетов. Правда не все убеждены в ее успешности: если ранее в местный бюджет отчислялись 75% поступлений от налога на доходы физических лиц, что составляло до 80% доходов местных бюджетов, теперь это лишь 60%. Взамен местные бюджеты получают целевые субвенции из госказны, но их размер не всегда отвечает необходимым требованиям.

По данным отечественных СМИ, помимо нехватки субвенций сыграл роль и фактор их неверного распределения: так, в письме №07010-07-21/24561 от 20 сентября Минфин обращает внимание, что региональные власти имеют полное право направить эти средства на выплаты зарплат в муниципалитеты при согласовании с Министерством образования. И подсчитывает: по состоянию на 1 августа остались нераспределенными 7,1 млрд грн. образовательной субвенции.

Вдобавок, госбюджет выделил 16,5 млрд грн. госсубвенции на оплату содержания школ, но эти деньги пошли не на места, а в области, где главы ОГА должны были распределить их «в ручном режиме».

«В реальности почти 50% из них оставили у себя и начали пускать на различные проекты капитального строительства, пролоббировав норму, что это деньги нецелевые, они не могут пойти на зарплату. И теперь нам премьер говорит: мы же вам дали 16,5 млрд грн. Плюс к этому у областной власти есть остатки дотации за 2017 году, которую оставили на возобновление материально-технической базы», – заявляет исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.

Задержки зарплат и пенсий в Украине: дожить до весны

После дефицита в 10 млрд грн. по итогам 1-го полугодия ситуация резко изменилась. По итогам июля Государственная казначейская служба отчиталась о росте дефицита казны до 13,4 млрд грн., однако уже по итогам августа заявила о росте доходов над расходами сразу на 25,15 млрд грн. В итоге Госказначейство заявило о профиците 11,8 млрд грн. по итогам 8 месяцев.

Объяснили это двумя факторами: сокращением финансирования за счет изменения остатков средств бюджетов на 37,16 млрд грн., и привлечением 19,39 млрд грн. внешнего финансирования за счет еврооблигаций.

Проблемы нехватки средств на выплату бюджетникам и снижение расходов госбюджета могут быть взаимосвязаны, а первое может и вовсе быть причиной второго.

Летом украинский экономист Александр Охрименко в комментарии МаркерУА предсказывал два сценария событий, которые могли произойти после появления дефицита госбюджета. Первым из них он считал планы правительства исходить из того финансового ресурса по доходам который у них есть, что чревато задержками в выплате пенсий и заработной платы бюджетникам, а вторым – провести дополнительную эмиссию гривны для покрытия дефицита, что повлечет девальвацию гривны, инфляцию и рост цен.

По мнению эксперта более вероятным в 2018 году был именно первый сценарий, поскольку второй власти традиционно приберегут для президентских выборов 2019 года, чтобы получить поддержку украинцев.

По мнению Охрименко наиболее вероятным временем увеличения роста расходов Госказны и связанных с ним эмиссией гривны, ее девальвацией и инфляцией – март 2019 года. До тех же пор Кабмин постарается как можно сильнее урезать расходы госбюджета, что чревато проблемами с выплатой пенсий и заработных плат.

В пользу реализации именно данного сценария дополнительно говорит тот факт, что до конца года Украине на погашение дефицита госбюджета и обслуживание долгов может понадобиться до 3,7 млрд долл.

Одним из путей решения этой проблемы экономист Всемирного банка по делам Украины Анастасия Головач назвала сокращение расходной части государственного бюджета на 2018 год.




Загрузка...


Вам понравиться


Мы в Facebook