Путин готовит «газовый» удар по Украине: какое решение примут в ЕС | Вести Украина

Путин готовит «газовый» удар по Украине: какое решение примут в ЕС

1_182

Россия требует от Украины отказаться от решения Стокгольмского арбитража. Только после этого Кремль готов продлить контракт по транзиту газа, который подписан до 2019 года. В противном случае наше государство может потерять 2-3% ВВП, а крупнейшая газотранспортная система станет убыточной.

OBOZREVATEL разобрался, чем может закончиться газовый шантаж Украины.

  • в 2019-м заканчивается контракт на транзит газа через Украину, в этом же году должны достроить газопровод в обход Украины;
  • Россия пытается шантажировать Украину сокращением объема транзита в 10 раз, это приведет к краху ГТС;
  • единственный способ – добиться поддержки ЕС: на данный момент Германия занимает позицию РФ, однако большинство стран отмечают, что транзит через Украину необходимо сохранить.

Переговоры продолжаются, а Россия пытается запугать Украину.

Уже в конце 2019 года контракт между российским «Газпромом» и Украиной о транзите газа заканчивается. К этому же моменту Кремль при поддержке Германии и ряда других стран может достроить газопровод «Северный поток-2».

Новая труба, как заявляют в российском «Газпроме», позволит им сократить транзит через Украину до 10-15 млрд куб. м в год. Это может полностью разрушить украинскую газотранспортную систему (ГТС), которая является одной из самых крупных в Европе.

Путин готовит ''газовый'' удар по Украине: какое решение примут в ЕС

Каждый год страна получает более $3 млрд от России за то, что ее голубое топливо проходит через Украину. По оценкам министра энергетики Игоря Насалика, если ежегодно объем транзита будет ниже 40 млрд куб. м, ГТС больше не будет приносить деньги. Наоборот – на поддержание ее в рабочем состоянии придется платить. Министерство финансов подсчитало, что потери от краха украинской газотранспортной системы могут составить 2-3% ВВП.

Вопрос транспортировки газа касается трех сторон: Украины, России и ЕС. Поэтому и переговоры проходят в трехстороннем формате. Официальная позиция украинской стороны простая: после 2019-го необходимо заключить новый документ, на таких же условиях, как это происходит в других европейских государствах. В то же время Россия официально якобы готова продолжать сотрудничество, но если будут «условия, которые нам нужны».

Требования Кремля раскрыл один из менеджеров «Нафтогаза» Юрий Витренко: Украина должна отказаться от требований выполнить решение Стокгольмского арбитража (а это $4,63 млрд), в новом контракте не должно быть обязательств по минимальному объему транзита. Выполнение таких условий фактически бы означало поражение Украины по всем фронтам.

«Текущий транзитный контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом» не соответствует требованиям украинского и европейского законодательства, поэтому он не может быть «продолжен». Если подытожить, транзит через Украину может быть на стандартных европейских условиях, а не на условиях РФ», – написал Витренко на своей странице в соцсети.

Свое слово в переговорах также имеет и Европейский Союз, как покупатель российского газа.

Европейская комиссия в процесс вмешивается крайне сдержанно. Они выступают за то, чтобы подписать новый контракт между Россией и Украиной на 10 лет. «Газпром» якобы «не против» продолжить старый контракт. Но в то же время «Нафтогаз» готов его подписать только при условии, что решение Стокгольмского арбитража учтут в документе.

Если двум сторонам договориться не удастся, после 2019-го транзит газа может вовсе прекратиться. Вместо этого «Газпром» сможет использоваться «Северный поток-2», его якобы достроят уже в этом году.

Что грозит Украине без транзита

Даже с учетом, что официально Украина не покупает российский газ уже в течение трех лет, зависимость от голубого топлива государства-агрессора остается. При этом, РФ также пока еще зависит от украинской ГТС. Сейчас примерно треть всего топлива, которое россияне продают в Европу, проходит через Украину. Остальное: по «Северному потоку» и Беларуси.

Одна из позиций – «труба» защищает нас от полномасштабной агрессии со стороны России. Чтобы не потерять возможность доставлять газ, Кремль вынужден проявлять осторожность и «беречь» ГТС Украины. Но так будет ровно до того момента, пока не достроят «Северный поток-2».

Если северный сосед не будет зависеть от украинской ГТС, это фактически развяжет ему руки и даст основание для наращивания военной силы в акватории Черного моря, уверен спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Письмо с соответствующим содержанием в конце прошлого года он отправил вице-президенту США Майку Пенсу и руководителям Конгресса.

Украина, чтобы не допустить такой ситуации, должна давить на «западных союзников», уверена эксперт по вопросам международных отношений Ирина Верещук. При желании ЕС может не только обеспечить сохранение объемов транзита через Украину, но и остановить строительство «Северного потока-2». Последнее, как неоднократно заявляли в Германии, практически невозможно.

«Я понимаю, в какой сложной ситуации оказалась Украина относительно «Северного потока-2″. Обычному немцу все равно, откуда будет идти газ – через Украину или по дну Балтийского моря. Главное, чтобы он шел вовремя и был подан по низкому тарифу», – заявила Верещук.

Пока еще Европа заинтересована, чтобы транзит сохранялся, потому что еще нет «Северного потока-2», еще нечем заменить Украину. «Истекает срок договора, который был подписан в 2009 году. И тут мы должны упереться лбом и не позволить на условиях России подписать договор в 2019 году», – говорит международник.

Интерес Германии легко объяснить: она может стать крупнейшим газовым хабом в Европе и получит колоссальные прибыли, отмечает эксперт-международник Максим Яли. С такой позицией также соглашается экономист Виталий Кузьмин. Его аргумент: в строительстве заинтересованы Италия, Австрия, Франция, Германия. Для них это в первую очередь экономическая возможность.

Правда, если РФ полностью откажется от транзита через Украину, «Нафтогаз» может подать иск в арбитраж и попытаться обязать Кремль на основании ранее подписанных контрактов сохранить работу ГТС.





Загрузка...



Вам понравиться


Мы в Facebook