Либо пенсионная реформа, либо через 10 лет – крах системы социального обеспечения

c9ccaaf9e03d2c42c118878f2d575628

Следует честно признать, у нас доля расходов на пенсионное обеспечение в доходах бюджета 2018 года была самая высокая в мире и составляла немногим более 18% ВВП Украины. В этом году бюджетные расходы на пенсии увеличились еще на 27,2 млрд грн в сравнении с прошлым годом, достигнув 166,5 млрд.

Также мы в лидерах по самому высокому в Европе проценту отчислений в Пенсионный фонд, который в размере 35% совокупной заработной платы. И если не реформировать нашу пенсионную систему, то ситуация будет только ухудшаться.

К тому же запуск второго уровня пенсионного страхования с 1 января 2019 года так и остался лишь обещанием премьер-министра Владимира Гройсмана.

Но, несмотря на реализацию ряда положений по усовершенствованию солидарной пенсионной системы и развитию негосударственного пенсионного обеспечения, реформа 3-уровневой пенсионной системы Украины так до сих пор не обеспечила достаточную степень удовлетворения потребностей пенсионеров.

Это уже всем ясно и очевидно. Однако правительство и Верховная Рада не активизируют реформы экономической и социальной сфер с учетом национального и международного опыта, социально-экономического положения в стране.

Соответственно, как был установлен минимальный размер пенсии на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, так и в текущем году минимальная пенсия остается все на том же низком уровне: с января 2019 года –1497 грн, с июля 2019-го – 1564, а с 1 декабря 2019-го – 1638 грн (или 55,7 долл.).

Эксперты считают, что эти цифры еще более-менее оптимистичные. Судите сами. Так, по оценкам аналитиков, с 2014 по 2018 год вышли на пенсионный возраст на 700 тысяч человек больше, чем людей, которые достигли трудоспособного возраста.

В свою очередь в период с 2019 по 2023 год еще более неутешительные прогнозы с разницей аж на 1 500 тысяч человек. Таким образом, пенсионеров в Украине станет больше, чем людей, которые платят пенсионные взносы. Что это может означать?

А то, например, что реальные доходы сейчас работающих, которые выйдут на пенсию через 10 лет, могут быть даже меньше, чем мизерные пенсии сегодняшних пенсионеров.

Что может быть дальше? Пенсионный фонд, а вместе с ним и госбюджет ждет крах. Государство окажется не в состоянии содержать такое большое количество нетрудоспособных граждан. И такую реальность вряд ли удастся изменить к лучшему, если не начать массово привлекать в страну мигрантов, как в последнее время это делают Польша и другие западные страны Европы.

Вот почему в Украине остро возникла необходимость проведения комплексной пенсионной реформы. И она нужна не для того, чтобы увеличить пенсии действующим пенсионерам, и даже не для того, чтобы ликвидировать текущий огромный дефицит Пенсионного фонда.

Реформа нужна для того, чтобы через десятилетие минимизировать риск краха системы социального обеспечения в Украине.

Давайте честно скажем, что все предыдущие годы наш среднестатистический гражданин был уверен в том, что государство даст ему пенсию (независимо от того, где и как этот человек работал, и работал ли вообще). Украинское законодательство до недавнего времени целиком и полностью подтверждало этот тезис.

Пенсионер с минимальным опытом и скудными отчислениями в ПФУ мог претендовать на нормальную пенсию. Словом, ради пенсии не стоило переутомляться всю жизнь. Но теперь Кабмин Гройсмана разрушил эти иллюзии: без минимального трудового стажа, без уплаты в Пенсионный фонд минимальных платежей пенсионер не будет иметь права на получение даже минимальной пенсии.

Причем на установленную минималку могут рассчитывать не все пенсионеры, а лишь те, которые имеют необходимый страховой стаж: для мужчин – 35 лет, для женщин – 30 лет.

Правда, есть и бонус. С 1 января этого года при достижении трудового стажа и возраста 65 лет минимальная пенсия вырастет до 1669 грн (56,7 долл.), или 40% минимальной заработной платы.

Понятно, что радоваться фактически нечему, особенно если учитывать показатели Всемирного банка, аналитики которого считают крайней чертой бедности 1,9 долл. в день на человека, а чертой бедности – 3,2 долл. Сравните эти цифры с вышеприведенными, все понятно?

И хотя миллионы украинцев в 2019 году еще ждут перерасчета пенсий в связи с изменением размера прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, однако ожидать существенных прибавок от этих перерасчетов не стоит, так как прожиточный минимум вырастет за этот год всего лишь на 5 долл.: с 1 июля 2019-го на 67 грн, а с 1 декабря 2019-го – на 74.

Ну, а с учетом того, что до конца 2019-го прогнозный курс доллара составит 29,4 грн/долл., то прожиточный минимум к концу этого года так и не поднимется выше черты крайней бедности.

Ситуация усугубляется еще и потому, что, по оценкам экспертов, треть трудоспособного населения страны (около 6 млн человек) работает без трудовых книжек, без уплаты налогов и пенсионных взносов. Это и гастарбайтеры в странах Европы и России, и рыночные торговцы, и сезонные сельскохозяйственные рабочие.

Еще столько же работников получают фиктивную зарплату, то есть минимальную заработную плату, а все остальное в конверте. Словом, более половины работающих в Украине так или иначе уклоняются от уплаты взносов в Пенсионный фонд.

И немало экспертов причиной повсеместного уклонения от уплаты пенсионных взносов и получения зарплат в конвертах считают действующую солидарную пенсионную систему.

При этом подавляющее большинство работающего населения не откладывает себе деньги на пенсию.

К сожалению, действующий принцип работы Пенсионного фонда Украины состоит в том, чтобы только собрать деньги на выплату пенсий из соответствующих взносов, аккумулировать их и сразу же, без инвестирования, выплатить сегодняшним пенсионерам.

То есть те, кто работает сегодня, должны обеспечить тех, кто находится на пенсии. При этом обычный сотрудник, который не имеет права на специальную пенсию, не имеет даже теоретической возможности заработать себе на достойную пенсию.

Соответственно, получать большую официальную зарплату и платить с нее налоги и взносы бессмысленно. Вот и насчитывают себе гендиректора малых и средних предприятий зарплату до 5 тыс. грн, а главные бухгалтеры «по бумагам» получают 3 тыс.

Что с этим делать? Разрушить эту часть теневой экономики можно только путем внедрения общеобязательного накопительного пенсионного страхования, когда работник часть пенсионных взносов будет отправлять в солидарную систему, а часть – на собственный накопительный пенсионный счет.

Впоследствии эти средства будут инвестированы в экономику страны и по достижению пенсионного возраста выплачены в качестве добавки к солидарной пенсии.

Также работник сможет самостоятельно регулировать себе размер пенсии: больше платишь взносов, больше инвестируешь – будет больше пенсия; меньше платишь взносов – меньше пенсия.

И только после введения накопительного уровня пенсионной системы быстро исчезнут мотивы к выплате зарплаты в конверте, а экономика Украины получит огромный инвестиционный ресурс.

Конечно, предстоит сложная и непопулярная пенсионная реформа, но иного пути нет. Увы, этого пока не осознали в Кабмине Владимира Гройсмана.

Да, пенсионная реформа – это наиболее долгоиграющая реформа. Она реализуется не за несколько лет, а за десятилетия.

Если эту реформу начать в 2019 году, то она может закончиться лишь через 25-30 лет, когда на пенсию выйдет последний выпускник университета, который начал работать при действующей пенсионной системе.

И целевая аудитория реформы – это двадцати-тридцатилетние молодые люди, которые вот-вот начали самостоятельно работать.



Вам понравиться