Четвертая революция и креативная экономика. Как украинцы делают деньги на идеях

image-670x300Креативная экономика – это довольно расплывчатое понятие. В разных странах мира в разные времена в нее включали разные рынки. Но объединяет их одна общая черта. Эти сферы деятельности базируются на использовании человеческих знаний и умений. Продукты креативной экономики — товары и услуги, появление которых невозможно без активного вовлечения их создателя.

Пожалуй, лучше всего объяснить, что такое современная креативная экономика, удалось консультанту Time Warner, ABC, IBM Джону Хокинсу в своей книге How People Make Money from Ideas (Как люди делают деньги на идеях). Его повествование можно назвать первым масштабным отраслевым срезом. Автор объясняет, почему людям лучше делать ту работу, в которой они чувствуют себя уверенно и которой они действительно хотят заниматься. Эта идея растолковывается на глобальных примерах: как Британия научилась зарабатывать больше денег на музыке, чем на автомобильной индустрии, а экспортная американская креативная индустрия Штатов еще в начале нулевых превысила $60 млрд. Что больше чем любой другой экспортный сектор страны белоголового орлана.

После издания труда Хокинса за последние 16 лет креативной экономике было посвящено довольно много публикаций. Но самое важное, чего добились авторы, поднимающие эту тему: они привлекли внимание правительств развитых стран. И те в свою очередь исследовали местные рынки креативной экономики. И, более того, они сделали на нее основной упор в развитии.

Креативная экономика Великобритании генерирует почти £10 млн в час и растет почти на 9% в год. Это индустрия на £100 миллиардов. Креативная экономика США приближается к одному триллиону долларов.

И, наконец, самый интересный момент: процветание креативных рынков как нельзя лучше коррелирует с последствиями четвертой индустриальной революции, которая происходит сейчас. Люди теряют работу на производствах и в офисах из-за автоматизации сборочных линий и программ искусственного интеллекта. И креативная экономика (когда люди действительно делают то, что им нравится, и то, в чем они на самом деле хороши) может послужить подушкой безопасности в этом процессе. Творческие профессии снова будут в цене. В этом мы пока лучше бездушных машин.

Перейдем к нашим реалиям. Четвертая цифровая революция застает Украину врасплох. Но многие чиновники вообще думают, что мировые тренды нас не касаются. И продолжают твердить идею из 90-ых: «нужно поднимать производство с колен». Но на вопрос, какое именно производство поднимать, им ответить сложно. Большинство самых лакомых высокомаржинальных индустриальных рынков уже давно захватили глобальные корпорации, а нам же приходится мириться с ролью сырьевого придатка.
Такой расклад приводит к тому, что в относительно большой стране с населением 41 млн человек размер ВВП на душу населения (пусть даже этот показатель и не полностью отображает реальное состояние дел в экономике) оказался одним из самых низких в мире.

Чего мы стоим на самом деле
В Украине 16,9 млн экономически активных граждан. Из них в сферах креативной экономики работает около 470 тысяч. Это всего 2,8% работающего населения. Они приносят стране около 105 млрд грн (или 4,4% ВВП). Для сравнения в Великобритании состоянием на 2013 год в этой же сфере работало 5,6% от всех трудоустроенных британцев. А заработали они в 2013 году £77 млрд.

Большинство сфер украинской креативной экономики находятся в зачаточном состоянии. Однако они тяготеют к экспортной направленности, так как местный потребительский рынок в Украине очень бедный.

Наиболее крупным и быстрорастущим сектором является IТ. Каждый занятый в этом сегменте человек приносит нашей экономике $30 000 в год, что в разы больше, чем аналогичные показатели в других отраслях креативной экономики. Украинская софтверная индустрия сейчас в основном работает по схеме аутсорсинга, выполняя заказы крупных игроков из-за рубежа. Но предпосылки к изменению ситуации в этой сфере есть. По мере того как украинские инженеры набираются опыта, они уже мыслят категориями готовых продуктов. Такие знания на мировом рынке ценятся гораздо выше. Поэтому, как утверждают участники рынка, зарплаты наших специалистов продолжают расти. Их нынешний уровень — далеко не предел .

Другие сегменты креативной экономики важно поддерживать на уровне государства. Как считает Юрий Антонюк из EPAM Ukraine, нам не помешает специальная программа поддержки развития креативных интеллектуальных сервисов, продуктов и стартапов.

«Эффективными будут действия, направленные на привлечение иностранных специалистов и удержания собственных талантов. Можно начать с мотивации детей которые уезжают учиться в Польшу и другие страны, после чего вкладывают свои силы в развитие этих государств, а не Украины», — говорит Антонюк.

По его словам, это длительный процесс, но если не начать действовать сейчас, то новая креативная экономика рискует остаться лишь концепцией, к которой хочется стремиться.

,






Вам понравиться